Новости СМИ2

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

+1

18 подписчиков

Свежие комментарии

  • Питер Эсклянов
    Это поджог или чья то халатность? Почему не увеличат службу егерей по охране леса от поджигателей, Экономия приводит ...В Республике Коми...
  • Vitaly Arkhipov
    Они еще жрать говно будут.Евросоюз готов ос...
  • Maxim
    коровы тоже любят классику, а свиноматки - тяжёлый рок ..Дельфины настольк...

Сколько стоит путевка в лес: Статьи экологии ➕1, 18.10.2021

Зубр — главный житель Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедникаФото: Facebook / @ptzapovednik

Журналист Александр Железняк пишет о путешествиях по России. Он повидал много заповедников и нацпарков по всей стране и хочет открыть россиянам экотуризм. Он говорит: «Лет пять назад я даже решил сменить профессию: придумал проект „Большая севастопольская тропа“, это более 300 км оборудованных троп по горному Крыму». Сейчас журналист консультирует власти и бизнес по вопросам устойчивого туризма в экоцентре «Заповедники».

По данным Росстата, Россия занимает первое место в мире по площади ООПТ — 240,2 млн га. Это 13,5% территории страны. Всемирная туристская организация (ВТО) выделила экотуризм в приоритетное направление развития индустрии путешествий в России. Но в рейтинге лучших стран для экотуризма, согласно данным исследования Global Wildlife Travel Index, наша страна лишь на 14 месте. В первой пятерке — Финляндия, Швеция, Бразилия, Канада и США.

«В США нацпарки принимают более 300 млн туристов в год, в Канаде — более 70 млн в год. Посещаемость нацпарков в России пока очень низкая», — сетует Александр Железняк. По данным Росзаповедцентра Минприроды России, в 2021-м российские федеральные ООПТ посетили 7,9 млн человек (на 1 сентября 2021), при плановом показателе на год — 8 млн. Зарина Догузова, глава Ростуризма говорит о доходе от посетителей ООПТ в России в $0,02 млрд по данным на 2019 год. Для сравнения: американцам экотуризм приносит $20,2 млрд — в 1000 раз больше.

«Нужно создавать тропы, маршруты, приюты. Если модель устойчива, то позволяет принимать миллионы туристов без ущерба для природы», — говорит Александр.

Самые популярные ООПТ в России

Что делают государство и бизнес

Российские власти видят потенциал экотуризма. Его развитие — одна из целей нацпроекта «Экология» и ряда госпрограмм. «Главная задача — привлечь к ним (к ООПТ — Прим. Plus-one.ru) интерес туристов, сделать такой вид отдыха увлекательным, безопасным, комфортным и доступным, при этом сохранить богатства природы нашей страны и сформировать у людей ответственное отношение к окружающей среде», — заявлял премьер-министр Михаил Мишустин.

Как рассказала Plus-one.ru Анастасия Цветкова, генеральный директор Фонда «Озеро Байкал», член экспертного совета по ООПТ при Минприроды, ведомство сейчас разрабатывает Стратегию развития системы ООПТ до 2030 года. А рассматриваемый Госдумой законопроект наконец-то вводит понятие «экотуризм» и формирует требования к привлечению инвестиций на природные территории. Анастасия Цветкова отмечает важность сохранения формулировки согласно определению Международного союза охраны природы: «Необходимо определить в качестве приоритетных видов деятельности не любую рекреационную деятельность на ООПТ, а именно экологический туризм».

Экотуризм — ответственное путешествие с целью изучения природы и культурных достопримечательностей, которое содействует охране окружающей среды и заработку местных жителей. Так определяет его Международный союз охраны природы. Зеленый туризм отличается от природного. Рыбалка на озере или поход с палатками в лес и даже посещение ООПТ — ещё не экотуризм, потому что может наносить вред экосистеме.

Пока же в стране действует ГОСТ, где он фактически приравнен к природному, что противоречит его сути и международному определению. Развитие экотуризма государство измеряет количеством туристов на ООПТ. К 2024 году посещаемость ООПТ должна вырасти до 10 млн человек, говорится в нацпроекте «Экология». Чтобы их принять, на ООПТ активно строят инфраструктуру. Одна из главных задач — прокладка экотроп для туристов.

Кто должен создавать инфраструктуру? АСИ, изучившее опыт семи стран, рекомендует распределить обязанности так: коммуникации, экотропы, визит-центры, смотровые площадки и навигацию создает государство. Бизнес строит гостиницы, кемпинги, кафе, организует экскурсии и т.д. Возводить инфраструктуру в ООПТ российские инвесторы не готовы из-за невозможности просчитать окупаемость, ограничений и трудных согласований проектов. Даже качественный туристический продукт может оказаться не востребован из-за проблем с подключением к инженерным сетям и неудобной транспортной доступности, отмечают аналитики инвестиционной компании InfraOne.

Хотя с точки зрения затрат экотуризм выгоднее традиционного: экодома, глэмпинги и тропы строить дешевле, чем отели и дороги, а сдаются они по той же цене.

Что мешает развитию экотуризма

Труднодоступность — одна из главных причин низкой посещаемости ООПТ. И дело вовсе не в удаленности таких мест: около 40% россиян живут в радиусе 30 км от заповедника или нацпарка, сообщает Росстат. Проблемы — сложная логистика, отсталая инфраструктура, высокие цены.

Кроме того, информацию о заповедниках и нацпарках экотуристам сложно искать: официальные сайты у федеральных ООПТ появились недавно. В 2020 году был запущен портал, где можно узнать о доступных услугах, маршрутах, отправить заявку на посещение ООПТ в разных частях страны. Пока он не очень раскручен: на сентябрь 2021-го заявки подали около 1,9 тыс. путешественников.

Но даже если тур уже заказан, а билеты куплены, ответственные путешественники должны быть готовы к трудностям — совершить несколько пересадок, столкнуться с отсутствием навигации и низким уровнем сервиса.

Немногие люди готовы преодолевать столько препятствий при том, что затраты на отдых в российских ООПТ могут оказаться выше, чем поездка за границу. Например, путешествие на вертолете в Долину гейзеров на Камчатке обойдется в более чем 40 тыс. руб.

«Сегодня туризм на природных территориях — это ручная сборка и индивидуальный турпродукт. Если есть деньги и хороший специалист, который соберет классную программу, то путешествие понравится, — объясняет Александр Железняк. — Впрочем, это не значит, что с небольшим бюджетом невозможно путешествовать».

Популярные у россиян виды туризма в 2021 году

Где успех, а где провал

Приокско-Террасный биосферный заповедник под Серпуховом — самый посещаемый в Центральном федеральном округе страны (115 235 человек в 2020 году). Здесь открыты веревочные трассы — экологический парк «Дерево-Дом» и высотная тропа «Сквозь листву». В заповеднике находится зубровый питомник — с него в 1948 году началось восстановление популяции зубра в России. От Москвы до ООПТ можно добраться за 2,5 часа электричкой и автобусом.

Но в иных случаях под видом развития заповедных территорий реализуются сугубо коммерческие проекты. Например, в Кавказском заповеднике на Лагонакском нагорье более 10 лет планируют построить горнолыжный курорт. Эксперты WWF и Greenpeace неоднократно выступали против. Как утверждают экологи, застройка разрушит наиболее ценные территории Фишт-Оштеновского горного массива (входит в объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Западный Кавказ»). Более 20% гнездящихся на Лагонакском нагорье птиц — краснокнижные виды. Петицию в защиту заповедника подписали более 50 тыс. человек.

Чего опасаются экологи

Общественность и чиновники не понимают сути экотуризма, сетуют экологи. Михаил Яблоков, эксперт в области охраны природы и природного туризма, работавший директором заповедников в Псковской области и Прибайкалье, подчеркивает главные отличия экотуризма:

1

минимальное, контролируемое воздействие на экосистемы;

2

явная польза для природной территории;

3

интеграция в местную экономику.

«Как правило, экотуризмом занимаются там, где есть проблема, которую он позволяет решить», — считает эксперт. В качестве примера он рассказывает историю Южно-Камчатского заказника, где процветало браконьерство нерки. «Его победили благодаря опергруппам из лучших специалистов заповедника. Но постоянно содержать такую охрану дорого. Поэтому предпочли развитие туризма. Территория получила устойчивый поток посетителей, которые приезжают понаблюдать, как медведи ловят рыбу. По сути, туристы за свои деньги охраняют территорию — пока они там, браконьеры не появятся», — говорит Михаил.

Еще один пример — Полистовский заповедник в Псковской области. Местные занимались там браконьерством из-за безработицы. «Тогда в заповеднике построили тропы, позвали посетителей. К работе привлекли местных жителей. Их отношение к природе изменилось! Когда несколько семей стали кормиться за счет туризма, стало ясно, что браконьерство грозит потерей дохода», — говорит Михаил Яблоков.

С ним не согласен Алексей Зименко, директор Центра охраны дикой природы: «Любой туризм на территории российских нацпарков и заповедников в подавляющем большинстве случаев не является экологическим, это просто природный туризм в тех или иных вариациях».

Александр Железняк считает такой подход слишком категоричным. Туризм надо развивать там, где есть точки притяжения, считает он: «У нас мало ООПТ, которые умеют управляться с туристами».

Рост посещаемости нацпарков России

Игорь Шпиленок, фотограф-натуралист, основатель заповедника «Брянский лес», объясняет, что у заповедных территорий есть пределы посещаемости — определить их могут только специалисты. Даже прокладка экотроп может нанести вред флоре и фауне. По мнению ряда специалистов, Долина гейзеров на Камчатке уже достигла предельной посещаемости в 5 тыс. человек за лето.

«Мне нравится фраза Пола Иглза, канадского ученого в области устойчивого туризма: „Нельзя заставить людей любить природу по картинкам, нужно дать им доступ к природе“. Полюбить — значит бережно относиться, сохранять. А у нас бытует мнение некоторых экологов: „Вы сначала воспитайтесь, а потом мы вас пустим на природу“», — сетует Александр Железняк. По его мнению, важно создавать условия, в которых человек будет вести себя правильно.

Кроме того, экологи опасаются изъятия участков ООПТ под предлогом развития экотуризма. Поводом к этому послужило изменение законодательства для строительства объектов Зимней Олимпиады 2014. В результате в Сочинском нацпарке вырубили уникальные леса.

Как экотуризм повлияет на регионы

Чиновники подчеркивают позитивное влияние «зеленых» путешествий на экономику регионов. «Экотуризм — огромный неиспользованный пока потенциал России. Наша задача — интегрировать природные территории в экономику региона», — говорит Сергей Иванов, специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.

Однако, чтобы это сделать, необходимо оценить воздействие экотуристических проектов на ООПТ и регион — не только будущие доходы от посетителей, рабочие места, в том числе для малого и среднего бизнеса, но и влияние на биоразнообразие. АСИ разработало методологию расчета социально-экономических эффектов от развития территорий с потенциалом экотуризма и опубликовало ее на своем сайте.

Примеры активностей для экотуризма

В 2020 году АСИ при поддержке Ростуризма, минприроды, минэкономразвития и минвостокразвития провело конкурс по созданию туристско-рекреационных кластеров (ТРК) на природных территориях для развития экотуризма. Его участники и победители получили различную поддержку — наставника для формирования плана своего развития, возможность представления проектов потенциальным инвесторам и корпорациям. 18 финалистам Ростуризм выдал 73 гранта на сумму более 194 млн руб. Благодаря участию в конкурсе в ТРК «Сердце Башкирии» открылся визит-центр у памятника природы «Гора Торатау», построен экоотель, созданы экотропы, установлены инфостенды. Обучающая программа по созданию туркластеров открыта для всех желающих.

Однако Александр Железняк предостерегает от спешки: «Важна правильная организация. У нас есть неудачные примеры — Териберка после выхода „Левиафана“ (кинодрама режиссера Андрея Звягинцева. — Прим. Plus-one.ru), озеро Байкал, где продвижение и PR пошли впереди создания инфраструктуры. Эти территории реально не были готовы к приему туристов».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Наталья Маркова

Инфографики

Константин Чернов

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх